Родительский университет

Родительский университет 


Телеграмм-канал Успешное родительство


Чат-бот по психолого-педагогической поддержке

родителей "Опора" - http://@psvsupport bot


План работы Родительского университета

ГУО «Князевская средняя школа»

на 2023/2024 учебный год

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,

IIступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Формы проведения занятий:

‹ традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т. д.);

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IVклассов

 

название раздела,

темы занятий, перечень изучаемых вопросов

сроки проведения

ответственные

1-е классы

     

1.1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

 

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе.Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

сентябрь

Л.А. Лудич

1.2

Тема 2. Режим дня школьника.

 

Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника.

декабрь

 

 

Л.А. Лудич

1.3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

 

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка.Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

февраль

Л.А. Лудич

1.4

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

 

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

апрель

И.С. Адамчик

2-е классы

     

2.1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться

 

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

сентября

И.С. Адамчик

2.2

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

 

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

декабрь

 

 

И.С. Адамчик

2.3

Тема 3.Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

 

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

февраль

И.С. Адамчик

2.4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

 

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

апрель

И.С. Адамчик

3-е классы

     

3.1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

 

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

сентябрь

С.П. Валюк

3.2

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

 

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

декабрь

 

 

С.П. Валюк

3.3

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

 

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

февраль

С.П. Валюк

3.4

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

 

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

апрель

С.П. Валюк

4-е классы

     

4.1

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

 

Познавательная рефлексия:

способность осознать причины

учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти.

Личностные особенности

младших школьников

сентябрь

Н.И.Азерская

4.2

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

 

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

декабрь

 

 

Н.И.Азерская

4.3

Тема 3. Ребенок и компьютер.

 

 Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка.

Плюсы и минусы

использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка

при работе за компьютером

февраль

Н.И.Азерская

4.4

Тема 4. Книги в жизни школьника.

 

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

апрель

Н.И.Азерская

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

 

название раздела,

темы занятий, перечень изучаемых вопросов

сроки проведения

ответственные

5-е классы

     

1.1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

 

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

сентябрь

У.А. Евтух

1.2

Тема 2. Ребенок среди сверстников

 

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

декабрь

 

 

У.А. Евтух

1.3

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

 

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

февраль

У.А. Евтух

1.4

Тема 4.Меры наказания и поощрения в современной семье.

 

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

апрель

У.А. Евтух

6-е классы

     

2.1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

 

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

сентябрь

В.С. Шубина

2.2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

 

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

декабрь

 

 

В.С. Шубина

2.3

Тема3. Безопасность подростков в сети Интернет.

 

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

февраль

В.С. Шубина

2.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

 

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

апрель

В.С. Шубина

7-е классы

     

31

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

 

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

сентябрь

Л.Р.Кащиц

3.2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

 

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

декабрь

 

 

Л.Р.Кащиц

3.3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

 

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

февраль

Л.Р.Кащиц

3.4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

 

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л.Р.Кащиц

8-е классы

     

4.1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

 

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

Анкета для родителей

сентябрь

О.В.Жоглик

4.2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

 

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

декабрь

 

 

О.В.Жоглик

4.3

Тема 3. Осторожно: суицид.

 

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

февраль

О.В.Жоглик

4.4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

 

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

апрель

О.В.Жоглик

9 классы

     

5.1

Тема 1.Портрет современного подростка.

 

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

сентябрь

Л.Ч.Рудая 

5.2

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

 

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

декабрь

 

Л.Ч.Рудая 

5.3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

 

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

февраль

Л.Ч.Рудая 

5.4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассниковКак помочь подростку выбрать профессию?

 

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

апрель

Л.Ч.Рудая 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

 

название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

сроки

проведения

ответственные

10-е классы

     

1.1

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

 

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.

Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня.

сентябрь

Л.В.Лабович 

1.2

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

 

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку

декабрь

 

Л.В.Лабович 

1.3

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

 

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП.

Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

февраль

Л.В.Лабович 

1.4

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

 

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

апрель

Л.В.Лабович 

11-е классы

     

2.1

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

 

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.

Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

сентябрь

А.А.Скуба

2.2

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

 

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

декабрь

 

 

А.А.Скуба

2.3

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

 

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к водительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

февраль

А.А.Скуба

2.4

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

 

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

апрель

А.А.Скуба

 



Положительный опыт семейного воспитания

Семья Яскевич активные участники и  неоднократные победители различных конкурсов и соревнований
свернуть
поделиться в: